25. категория сознания в философии. Понятие идеального.

Сознание, его сущность и происхождение. Бессознательное как феномен сознания. Категория "оно", "я", "сверх-я" в философии З.Фрейда Существует несколько концепций обосновывающих сущность категории сознания, связанных с пониманием мира и человека в нем.

Гилозоизм - сознание - свойство всей материи или сознание, как особая разновидность материи.

Сознание с философской точки зрения обладает универсальным познавательным принципом, который характеризуется тем, что чем больше мы знаем о деятельности мозга, тем меньше мы получим информации о его психологическом состоянии. Сущность сознания связана с сущностью его содержания и образами реальных вещей и мира в целом. Мамардшвилли. Сознание есть, но его нельзя ухватить и представить как вещь. Познать его можно через язык описания.

Законы и уравнения анализа сознания:

Сознание - это мысли, образы вещей не присущие пространственным, физика-химическим характеристикам вещи. А сам образ возникает не на собственной основе, а на базе материального. Сознание предстает как явление субъективной реальности, обладающей информацией. Способность оперировать информацией составляет момент творческий, составляет сознание. Рождаясь, человек не мыслит, а приобретает эту способность.

Источник активности сознания потребности, интересы, цели субъекта. Из-за сознательной деятельности вещи из первой природы переводятся во вторую природу, а сознание приобретает объективное бытие в вещах этой культуры, а также в языке, религии, фольклоре и т.д. Сфера сознания не исчерпывается содержанием психологической жизни. В поведении появляется бессознательное (навыки, которые являются механизмом контроля за действиями человека). Бессознательное регулирует поведение человека и освобождает его от рутинных знаний. Бессознательно хранящаяся в памяти старая информация не исчезает из памяти, но ведущей в деятельности и поведении человека является сознательное. Сознание создает адекватные реальности образы и объекты, т.е. отражает реальные действия субъекта.

Эмпирическое сознание - обусловлено эмпирическим опытом. Обобщение результатов эмпирического опыта - выработка категорического аппарата.

Абстрактное сознание

Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания так, как они проявлялись у здорового человека. Фрейд как психопатолог, исследуя характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое значение для жизнедеятельности человека - это бессознательное. Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияние на индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой Фрейда. Бессознательны, по Фрейду, многие наши желания и побуждения. Бессознательное довольно часто прорывается наружу в гипотетических состояниях, сновидениях, в каких-либо фактах нашего поведения: оговорках, описках, неправильных движениях и т.д. Согласно Фрейду, психика человека представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного - лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознательным. Поэтому созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов. "Оно"- глубинный слой бессознательного влечения, основа деятельности индивидов. "Я" - сфера сознательного, посредник между "Оно" и "внешним миром", в т.ч. природными и социальными институтами. "Сверх - "Я" - внутриличностная совесть, которая выполняет роль посредника между ними. "Сверх - "Я" является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди. Глубинный слой человеческой психики (бессознательное), по мысли Фрейда, действует на основе природных инстинктов, "первичных влечений" с целью получения наибольшего удовольствия. В качестве их основы Фрейд сначала рассматривал чисто сексуальные влечения. Позднее он заменил их более общим понятием "либидо", которое охватывало уже всю сферу человеческой любви, включая любовь родителей, дружбу и даже любовь к Родине. В конечном счете, Фрейд выдвинул гипотезу, по которой деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где главную роль играют так называемые "инстинкт жизни" - эрос и "инстинкт смерти" - тонатос. Поскольку в удовлетворении своих влечений индивид сталкивается с внешней реальностью, которой противостоит невидимый "микромир" бессознательного в виде "Оно", в нем выделяется "Я" - сознание стремящееся обуздать бессознательные страсти и направить их в русло социально одобренного поведения и прибегающее к помощи "сверх - "Я". Фрейд, следовательно, не абсолютизировал силу бессознательного. Он признавал за человеком способность овладевать своими инстинктами и сознательно управлять ими в реальной жизни. Задача психоанализа, по его мнению, как раз и состоит в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить своим целям.

Фрейд преувеличивал роль либидо в формировании психики человека, сводил разнотипные и изменчивые отношения между неосознаваемой высшей нервной деятельностью и деятельностью сознания к изначальному антагонизму сознания и бессознательного, универсализировал психоаналитические понятия, механически распространив их на сферу социальных явлений.

Понятие Идеального.

Идеальное - важнейшее свойство сознания. На протяжении многих веков проблема идеального остается одной из самых актуальных и сложных в мировой философии. Именно из противоположного отношения к природе и идеальному в философской мысли рождается противостояние материализма и идеализма, а также разнообразные «прочтения» идеального и материального в различных философских школах. Философская интерпретация идеального эволюционирует от вопроса о соотношении сознания, идеи и материи, предметов реального мира. Идеалистическая традиция рассматривает идеальное как конструктивно преобразующую сущность действительности, импульс изменения и развития вещественного мира, а мир материальных явлений как сферу реализации, выражения и проявления идеального. Идеальное как внепространственность, недоступность чувственному восприятию, невещественность, невидимость, неслышимость и т.п. чувственных образов и знаково-символического мышления существует лишь в восприятии, воображении чувствующего и мыслящего общественного субъекта. В этом принципиальное отличие реальности сознания от реальности материального; психического, субъективного - от физического, объективного. «Идеальное» обозначает как сам процесс, так и результат этого процесса, а именно процесса идеализации, психического отражения действительности, формирующего образ предмета, который, в свою очередь, является «идеальной формой бытия предмета в голове человека». Изначально идеальные образы возникают и формируются как момент практического отношения человека к миру, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями людей. Идеальное, будучи миром образов и понятий, обладает собственной логикой, относительной самостоятельностью собственного функционирования, определенным уровнем свободы, выражающейся в способности идеального порождать новое или вообще нечто, непосредственно в действительности не встречающееся и являющееся результатом духовной деятельности. Идеальное всегда остается личностным явлением, субъективным проявлением мозговых процессов человека. Последние актуализируют для индивида информацию в виде субъективных переживаний, знаний и т.п. Неактуализированная для личности (потенциальная) информация, хранящаяся в различных структурах головного мозга, зафиксированная в памятниках культуры, произведениях искусства, книгах, инженерных сооружениях и разработках, никак не может быть соотнесена с понятием идеального, пока не станет актуальной для сознания индивида. Идеальное всегда остается тождественным индивидуальному сознанию, определяющему и формирующему в свою очередь сознание общественное. Только в процессе актуализации, распредмечивания форм общественного сознания сознанием конкретных индивидов общественное сознание становится идеальным, субъективной реальностью сознания этих индивидов. В философской литературе встречается и точка зрения на идеальное как на творчество в широком смысле слова, т.е. его активность, конструктивность, направленность мысли на новое, избирательную интенциональность, опережающий характер отражения действительности и т.п. В этом смысле идеальное как креативность сознания представляет собой целенаправленное, контролируемое и управляемое личностью отражение внешнего и внутреннего мира. Именно поэтому идеальное включает в свое содержание эмоционально-волевые компоненты, интуицию, ценностные структуры, определяющие оценку явлений действительности и соответственно выбор желаемого будущего. Идеальное становится мысленным «проигрыванием» будущих вариантов действия, постоянно опережает в своих идеальных структурах структуры будущей практики. Итак, идеальное многозначно в своих сущностных характеристиках, что обусловливает и многообразие философских классификаций идеального содержания сознания.

Hosted by uCoz